Искусство древнего Рима – что мы знаем о нем?

Самая известная из всех древних цивилизаций мира конечно же римская. Древние римляне оставили потомкам обширное наследие литературных трудов, позволяющих не только оценить мастерство пера авторов, но и узнать о многих исторических фактах тех времен с восхищающим изобилием подробностей. И не только искусство – любая область деятельности человека тех времен в Римской империи поражает гениальностью и простотой решений. И тут возникает парадокс – Искусство Древнего Рима, столь много приобретшее поклонников и в наши времена, не поддается определению единого стиля.

Вероятно, наиболее логичное этому объяснение кроется в том факте, что римляне были действительно тонкими ценителями искусства, независимо от направлений, эпох и мест, в которых предметы искусства рождались. Начиная от времен процветания Римской республики, и до эпохи полного крушения империи римляне собирали оригиналы предметов искусства, в большом количестве копировали и подражали им в своих произведениях, что-то создавалось совершенно самостоятельно и имело ощутимые отличия от всего прочего. Художники и скульпторы древнего Рима не только преклонялись, например, перед греческим искусством, подражая его стилю, но и ставили совершенно другие задачи и цели.

Римская империя была обществом открытым, сложным и неоднородным по национальному составу, впитывающем одновременно все стили и традиции покоренных племен и народов. Возможно, правомерно будет оценить искусство древних римлян по древнегреческим критериям. А возможно, единообразие разнородных культур и есть основная черта именно римского искусства, то что свойственно только - отсутствие последовательности и единства в создании художественных форм. Если сравнивать современные знания об архитектуре и скульптуре Древнего Рима со знаниями о живописи, то окажется что их недостаточно очень.

Все что до нас смогло дойти в более или менее приемлемом виде – это настенная роспись. При раскопках поселений, погребенных после извержения в 79 году. н. э. вулкана Везувия (Геркуланум, известная всем Помпея и прочие пострадавшие поселения) и было обнаружено подавляющее большинство образцов настенной живописи того времени. Ещё некоторое их количество удалось обнаружить при раскопках в окрестностях самого Рима. Все они принадлежат к промежутку времени, охватывающему не более двух столетий. К большому сожалению искусствоведов, холсты все же менее долговечны, чем скульптуры или архитектурные памятники.

Источник: www.go2rome.ru